Сиамский_ Дракон
Пациент уверен, что он - бог. Как убедить его в обратном, если на каждое возражение он кидает молнии и обрушивает небесные кары?

На КДПВ над землёй парит летательный аппарат, словно бы сошедший со страниц романа Жюля Верна. Однако построен он был уже в двадцатом веке, когда самолёты, хоть и не стали частью повседневной реальности, уже достигли определённого уровня технического совершенства.
Ещё более необычно его предназначение: Curtiss–Goupil Duck был построен для того, чтобы решить давний и ожесточённый спор.



В 1909 году была основана Wright Company, которая не столько занималась разработкой и выпуском самолётов, сколько решала вопросы, связанные с правообладанием. Ни один конструктор не мог создавать или продавать аэропланы, не выплатив братьям лицензионные отчисления. Братья ревностно следили за конкурентами, заваливая их требованиями выплат и судебными исками.
Вдобавок, братья заключили договор с Американским Клубом аэронавтики о лицензировании аэрошоу: допускались только те полёты, на которые была приобретена лицензия Клуба.
Райт не ограничивались соотечественниками, и пытались засудить европейских производителей и иностранных лётчиков, совершавших полёты на территории США.
Молодой инженер Гленн Кёртисс, как и многие другие авиастроители, начинал с велосипедов и мотоциклов.
На заре своей авиационной карьеры он переделывал мотоциклетные двигатели для использования на аэропланах, а в 1908 году спроектировал свой первый самолёт. Для управления по крену он применил не перекос крыльев, а отдельные управляющие плоскости — элероны. Казалось бы, совсем другое инженерное решение, не имеющее никакого отношения к перекашиванию, описанном в патенте братьев Райт, но те всё равно отправили Кёртиссу письмо, в котором предупреждали, что его самолёт нарушает права братьев, и запрещали тому летать или продавать свои самолёты.
Кёртисс предупреждению не внял, продолжал строить весьма успешные аэропланы (попутно оформляя патенты уже на свои изобретения, с целью использования их в войне против Райт), и в 1913 году получил от Wright company иск на круглую сумму. Суд компания выиграла, но Кёртисс сдаваться не собирался и подал апелляцию. Он планировал оспорить приоритет братьев в качестве первопроходцев управляемого полёта и, таким образом, доказать неправомочность их патента.
В общем, все основания для этого были: успешные попытки полёта предпринимались и до братьев, да и перекос крыла и даже элероны использовались ещё на воздушных змеях, беда была в том, что все эти попытки и технические решения не были должным образом задокументированы. Так что с чисто бюрократической точки зрения Орвилл и Уилбур, вовремя озаботившиеся правильным оформлением своих достижений, были первыми.
И тогда Кёртисс решил пойти самым наглядным и надёжным путём.
Ещё в 1883 году французский изобретатель и теоретик аэронавтики Александр Гупиль спроектировал летательный аппарат, приводимый в движение паровой машиной. Натурный образец построен не был, возможно из–за отсутствия подходящей силовой установки, но безмоторный планер был успешно испытан и смог поднять в воздух двух человек.
Так вот, в 1916 году Кёртисс построил самолёт по проекту Гупиля. Выглядел он невероятно архаично даже для тех лет. Вместо парового двигателя Кёртисс поставил двигатель внутреннего сгорания — прогресс всё же не стоял на месте.
Вначале Кёртисс планировал взлетать с воды, однако вес и сопротивление поплавков, на которые был установлен самолёт, оказались слишком велики. Тогда шасси заменили на колёсное, и Curtiss–Goupil Duck полетел. Как полетел, это второй вопрос, но тем не менее он смог оторваться от земли и вполне успешно приземлиться.
Впрочем, суд эта демонстрация не удовлетворила, Кёртисс снова проиграл.

Патентные войны совершенно катастрофическим образом сказались на развитии аэронавтики в Америке. К моменту вступления США в Первую мировую войну у них не было ни одного самолёта, хоть отдалённо приближавшегося по характеристикам к европейским. Американский экспедиционный корпус вынужден был использовать самолёты французского производства.

Аховое положение заставило правительство США пойти на жёсткие меры: в 1917 году все патенты были объединены в единый пул, а фирмы, занимавшиеся производством самолётов, обязали вступить в Ассоциацию авиапроизводителей. Производители имели право использовать любые решения, описанные в патентах, а взамен платили небольшую пошлину за каждый произведённый самолёт. Затем эти средства распределялись между держателями патентов.

Впрочем, и это решение продержалось всего год: к 1918 году патентная война между Wright Company и Curtiss Aeroplane and Motor Company закончилась сама собой: Уилбур Райт умер ещё в 1912 году, а Орвилл продал свою долю в Wright Company в 1915 году и отошёл от дел. Новые же владельцы компании объединились с другим авиапроизводителем, Гленном Мартином, и не видели никакого смысла столь же ревностно следить за правомочностью использования патентов.

В 1929 году Curtiss Aeroplane and Motor Company объединилась c Wright–Martin Company, в результате чего появилась Curtiss–Wright Corporation, существующая и по сей день

via Dirty.ru